Шах и Мат! Или немного из истории «умных клеток»

27 Мая 2016

shutterstock_323498522.jpg

«Только у игрока с инициативой есть право атаковать»

Вильгельм Стейниц
(австрийский и американский шахматист, первый официальный чемпион мира по шахматам)

Думать - хорошо! Хорошо думать - еще лучше! Кто умеет играть в шахматы это понимает, как никто другой. Удивительно, как дощечка с фигурками уже многие века заставляет человека не просто играть, а играть максимально задействуя ресурсы своего мозга. Поговорим о шахматах...

shutterstock_99733508.jpg

Шахматы - логическая игра, осуществляемая специальными фигурами на 64-клеточной доске. Рассчитана на двух игроков. Название берёт начало из персидского языка: «шах» и «мат», что значит «властитель умер».

У классических шахмат был прародитель – "чатуранга". Возникла она в Индии приблизительно в VI веке нашей эры. Постепенно игра проникла на Арабский Восток, в Европу и Африку. По ходу своего движения она менялась и окончательно сформировалась к началу XV века, а в XIX веке стали проводится международные турниры по шахматам, которые потребовали утверждения окончательно свода правил. 

1.jpg

В Россию шахматы «привезли», либо из Персии через Кавказ и Хазарский каганат, либо от среднеазиатских народов, через Хорезм. Произошло это в 820 году. Игра пользовалась огромной популярностью. Согласно преданию, Иван Грозный умер за шахматной доской. При правителе Алексее Михайловиче владение игрой считалось обязательным для дипломатических кругов. При Петре I ассамблеи не проходили без шахмат.

В XVI веке были сформированы первые шахматные клубы. Со временем шахматы сменили статус любительского времяпрепровождения на статус официального вида спорта, что способствовало возникновению национальных турниров, открытию шахматных школ и введению этой дисциплины в некоторые учебные планы. В 1924 году была создана Международная шахматная федерация (ФИДЕ), которая занималась организацией Всемирных шахматных олимпиад.

norway-chess.jpeg4-1280x960.jpg

Шахматы для умных!

Вы слышали, что Армения – единственная страна в мире, где обучение игре в шахматы включено в обязательную школьную программу 3-го и 4-го классов? 

Несмотря на "нежный возраст", это именно то время, когда дети усваивают всю информацию наилучшим образом. Шахматы способствуют развитию логики, повышают концентрацию, улучшают память. Более того, эта игра способна развить качества лидера и укрепить эмоциональную устойчивость. 

Кстати, тут положительным образом сказывается и проигрыш партии. Научиться выигрывать можно только тогда, когда научишься проигрывать. Этому есть объяснение. Проигрыш заставляет анализировать ситуацию, грубо говоря, делать работу над ошибками и впредь ограждать себя от неудач. 

72-kids-in-kindergarten-through-5th-grade-signed-up-for-the-acpl-summer-chess-tournament-for-kids1.jpg

Как устроено?

Во время игры в шахматы задействованы оба полушария мозга. Человек использует логическое и абстрактное мышление. Правое полушарие мозга отвечает за зрительное восприятие и распознает знакомые позиции на доске на основе опыта прошлых игр. Левое полушарие ведет анализ и строит цепочку ходов, а также просчитывает исход партии. 

Также в процессе активно используется оперативная и долговременная память, активизированы мнемические процессы, идет обработка цифровой, визуальной и цветовой стимульной информации. 

Интересно отметить, что шахматы учат человеческий мозг мыслить подобно компьютерному, т.е. при наличии несложных исходных данных (правила игры), он постоянно принимает решения, оперируя большими объемами информации. 

Fig-3-Regions-with-reduced-cortical-thickness-in-chess-players-revealed-in-an.png


Интересно:

  • Все будущие рыцари в обязательном порядке должны были владеть семью «искусствами»: плаванье, чтение стихов в честь дамы сердца, владение копьем, фехтование, соколиная охота, верховая езда и игра в шахматы;
  • Согласно исследованиям 1997-го года одного из бельгийских университетов, игра в шахматы – это очень трудное занятие, зачастую ведущее к стрессу;
  • Королева, она же ферзь – фигура капризная, что доказано историей. Ее функция, значение и алгоритм хода менялись довольно часто. Но в итоге, именно она стала главным и сильнейшим «оружием»;
  • Многие известные шахматисты предпочитают играть вслепую: шахматист может делать все ходы, не видя шахматной доски. Как правило, в игру введен помощник, который и осуществляет перемещение фигур. Венгерский шахматист Янош Флеш, сыгравший вслепую одновременно 52 партии с разными противниками, выиграл из них 32;
  • После первых трех ходов со стороны каждого игрока, существует более 9 000 000 возможных дальнейших вариаций развития игры;
  • Увы, но компьютеры и тут обошли человека. Так в 1997-ом году компьютер Deep Blue обыграл чемпиона мира Гарри Каспарова. В 2006-ом году другой компьютер Deep Fritz выиграл у чемпиона мира Владимира Крамника;
RV-AM106_CHESS_P_20131122105919.jpg

Возврат к списку

Наверх